СБ     03 ноября 2007     00:34 
Жена нации

Русский Newsweek
 29 окт - 4 нояб 2007 №44 (168) 
Герой 12-го года
Поиск по сайту  
  
  Форумы авторов
Екатерина Рогожникова
Екатерина Рогожникова
 
Александр Баунов
Александр Баунов
 
Артем Вернидуб
Артем Вернидуб
 
Вера Рыклина
Вера Рыклина
 
Михаил Фишман
Михаил Фишман
 
Юрий Гладильщиков
Юрий Гладильщиков
 
Никита Максимов
Никита Максимов
 
Александр Иванский
Александр Иванский
 
Страна  
 версия для печати
29 октября - 4 ноября 2007 № 44 (168)
Артем Вернидуб, Дарья Гусева, Михаил Фишман
Фальшфиниш
Фальшфиниш | Фото: Макс Новиков

Вся страна поднимается, чтобы поддержать Владимира Путина. Левый активист Илья Пономарев, возглавляющий областной список «Справедливой России», опубликовал в своем интернет-дневнике телеграмму в адрес руководства, профкома и совета ветеранов местного управления железной дороги. От них требовали вывести на митинг за Путина в прошлую субботу необходимое количество «работников и ветеранов коллективов, членов их семей…». Интересы «Единой России» совпали с интересами губернаторов, которым необходимо обеспечить на выборах для партии Путина высокий результат, объясняет Пономарев. Пока официально не началась агитация, остальным партиям ничего другого не остается, кроме как без особого успеха жаловаться на грозного конкурента в прессу и по инстанциям.

Для мелких партий относительно вольготная жизнь начнется только на этой неделе: с 3 ноября они смогут рекламировать себя в печати и на ТВ. На референдуме «За или против Путина» начинается как таковая предвыборная кампания, и партия Путина выходит на старт с огромной форой. Но чем выше напряжение и чем ближе выборы, тем более непредсказуемым теперь выглядит их итог. Несмотря на то что Путин возглавил список «Единой России», все ее основные конкуренты - КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» - сегодня сохраняют шансы пройти в парламент.

Задача путинской эстафеты в городах в том, чтобы убедить население прийти на выборы и проголосовать за «Единую Россию». Начала Камчатка. Собрание проходило на борту большого атомного траулера-морозильника. Все говорили, что Путин «в том или ином виде» должен остаться у руля. «Это гарантия того, что наши семьи будут благополучно жить на берегу, в то время как мы будем работать в море», - сказал капитан Игорь Золотавин. «Где гарантия, что новый человек тоже будет поддерживать физкультуру и спорт?» - спрашивала заслуженный тренер России Людмила Аграновская.

В Вологде сторонники Путина собрались в драмтеатре. «Была разнарядка, места зарезервировали за предприятиями, - рассказывает бывший глава вологодской гордумы Александр Лукичев, тоже выступающий на стороне “Справедливой России”. - Им сказали, что если места будут пусты, к ним будут вопросы».

Преподаватель одного из псковских вузов Михаил Жихаревич объяснял, выступая у памятника княгине Ольге в центре Пскова, что Путин обязательно должен влиять на российскую политику после своего ухода, и его поддержали врач из областной больницы и директор Дома пионеров. «Единая Россия» к этим митингам отношения не имеет, объяснил Жихаревич Newsweek. Скорее областная власть, намекает он: «У нас город небольшой. Я многих людей знаю. Конечно, связывались и с администрацией». Соучредителем движения «Новосибирцы - за Путина» тоже выступила жена губернатора Наталья Толоконская.

Тем временем конкуренты «Единой России» - все, кроме ЛДПР, ее традиционного союзника, - попали под сильный прессинг. В Калининграде КПРФ заключила договор с управлением наземного транспорта на размещение стикеров на бортах автобусов и троллейбусов, но потом транспортников вызвали в администрацию и под угрозой отзыва лицензии запретили клеить стикеры; и те разорвали договор, жалуется член президиума ЦК КПРФ Олег Куликов. Похожие истории он рассказывает и про другие регионы. В томский избирком поступили жалобы на незаконную агитацию со стороны ЛДПР и КПРФ: баннеры ЛДПР в итоге были признаны законными, а реклама КПРФ - нет.

Союз правых сил фиксирует провокации на местах. Ульяновск кто-то обклеил листовками, что СПС нанимает агитаторами больных СПИДом. В Оренбурге дома расписаны надписями: «СПС не боится грязи». Подобные истории - в Ставрополе и в Саратове. На прошлой неделе в Петербурге и вовсе вышел скандал на всю страну, когда член фракции «Справедливой России» питерского заксобрания Алексей Тимофеев взял слово сразу после лидера партии Сергея Миронова и призвал партию самораспуститься, потому что «решение президента [возглавить список “Единой России”] - четкий сигнал: …нет нужды в [нашей] партии». А потом выяснилось, что несколько крупных питерских газет заранее - накануне вечером - по электронной почте получили указания из городской администрации, как в негативном для «Справедливой России» ключе освещать предложение Тимофеева.

Для Путина эти выборы в Думу чрезвычайно важны, говорит близкий к Кремлю источник, и результат должен быть соответствующим. Игра идет в одни ворота. У губернаторов есть все основания сильно нервничать: в среднем менее 60% голосов в регионе - это будет провал, объясняет близкий к «ЕР» чиновник. Социологи из ВЦИОМа пока предрекают партии 55% голосов. Возглавив список, Путин сломал инерционный сценарий, объясняет политолог Александр Кынев, но в итоге так называемый протестный электорат может выступить даже активнее, чем предполагалось раньше.

Вопрос в том, за кого в основном проголосуют те, кто против: только за КПРФ, которая считается главной оппозиционной партией, или за другие небольшие партии. Даже у Союза правых сил, который считается аутсайдером с самого начала кампании, сохраняются некоторые - пусть совсем призрачные - шансы попасть в Думу, полагает источник в штабе «Единой России»: «Они в тени. Мы их просто сегодня не видим [в соцопросах]».

Коммунисты наверняка преодолевают 7-процентный барьер. Для партии Сергея Миронова «события первого октября» - когда президент объявил о своем решении - стали нокаутом, но у партийных активистов нет никаких сомнений: пусть их рейтинг упал, но они живы и все равно пройдут в Думу.

На самом деле в разных регионах избиратели по-разному отреагировали на вызов, который им бросил Путин. В Челябинске парадоксальным образом партия Миронова не потеряла, зато снизились позиции КПРФ, отмечает руководитель Уральского аналитического центра Артем Перехрист. Дело в том, объясняет он, что в свое время к коммунистам перешли голоса тех, кто раньше поддерживал «Родину», - они в целом за Путина и после съезда «Единой России» примкнули к ней. Ситуация принципиально не изменилась, говорит социолог из Архангельска Вадим Трескин: «Ядро своего электората “Справедливая Россия” сохраняет, и 7% они получат - тут им помогут [местный бизнес и элиты]». «Нас бомбят вовсю, - жалуется второй секретарь обкома КПРФ в Карелии Александр Степанов. - У них [в “Единой России”] задача набрать больше 50%. Больше тут не выжмешь».

Главная интрига - по-прежнему «Справедливая Россия». Ведь это они «на новенького». В Воронеже, к примеру, их рейтинг стремительно падает, признает социолог Александр Романович из центра «Квалитас»: с 10% в августе до 4,9% в октябре. Сыграли свою роль и скандалы вокруг формирования списка: когда мэр Воронежа справедливоросс Борис Скрынников себя в нем не обнаружил, он тут же объявил, что будет поддерживать «Единую Россию»; газеты, близкие к городской администрации, также мгновенно перестали воевать с партией Путина, а областная пресса перестала критиковать мэра. В Петербурге эсеры на сегодняшний день набирают 10% и могут претендовать на 15–18% голосов, полагает социолог Роман Могилевский: «У нас пока что есть шансы у всех четырех партий [“ЕР”, “СР”, КПРФ, ЛДПР]».

Итог выборов не предрешен, и все зависит от того, как партии и чиновники проведут финальную часть кампании, говорят социологи и эксперты. «Единой России» тоже непросто. «Они ограничены Путиным, - объясняет источник в штабе эсеров. - Они же не могут агитировать за Путина и за снижение тарифов ЖКХ, за Путина и за повышение зарплаты». Путин - это общая тема, а на местах у людей конкретные проблемы, и еще вполне есть время устроить по ним дискуссию, соглашается источник в штабе «ЕР».

Сами мироновцы рассчитывают, что в «Единой России» люди теперь увидят, по выражению Миронова, «призрак КПСС» и проголосуют от противного. Тем более что чем дальше, тем больше будут нервничать губернаторы и тем активнее и настойчивее чиновники и активисты «ЕР» будут давить на избирателей, чтобы побудить их прийти на выборы и поддержать Путина. На президентских выборах 1996 г. народ пугали коммунистами, напоминает Кынев, а сам собой теперь может получиться «1996 год наоборот»: многие испугаются «Единой России».

Массовых мероприятий будет очень много, обещает связанный с «Единой Россией» чиновник: «Начнут нарастать как снежный ком». Та же «Справедливая Россия» по-прежнему будет опираться на популярные фигуры на местах; и таких регионов, по подсчетам политолога Кынева, от 20 до 25.

Кем именно себя видит Путин после мая 2008-го, никто сегодня определенно сказать не может. Но очень высокий - в районе 70% - результат «Единой России» на выборах в декабре открывает перед ним самые широкие возможности для маневра. Многие связанные с партией источники полагают в этой связи, что никакой интриги не будет. «У нас 53% по опросам», - объясняет собеседник Newsweek, курирующий кампанию «ЕР» в одном из регионов. Он не сомневается, что 2 декабря результат будет около 70%: «В ход пойдут все, абсолютно все средства».

Интервью

«ПО "ЕР" МЫ И НАНЕСЕМ ГЛАВНЫЙ УДАР»

В самое непростое положение решение Владимира Путина возглавить список «Единой России» поставило лидера «Справедливой России» Сергея Миронова. Но он не проявляет признаков раздвоения личности и объясняет в интервью корреспонденту Newsweek Дарье Гусевой, что «Единая Россия» - по-прежнему главный соперник.

Как для партии изменилась ситуация после того, как Путин возглавил список «Единой России»?

Для нашей партии ничего не изменилось. Владимир Путин, дав согласие возглавить список, не стал членом «ЕР». Поэтому мы продолжаем поддерживать «президента всех россиян» и одновременно выступаем в жесткой оппозиции к «Единой России». Все наши наработки остаются в силе.

Мы против монополии одной партии. Это важнейший пункт нашей стратегии. Монополия КПСС погубила великое государство - СССР. Люди помнят 6-ю статью Конституции СССР и не хотят ее возврата.

После съезда «ЕР» вы встречались с Путиным?

Да, несколько раз.

И что он вам сказал?

Когда два человека обсуждают серьезные вопросы, они, как правило, рассчитывают на то, что их разговор не станет всеобщим достоянием. Скажу только, что у меня как лидера «Справедливой России» нет никаких причин для волнений.

Почему через две недели после съезда был исключен из федеральной тройки Сергей Шаргунов?

Он не справился с поставленной задачей.

Так быстро?

Бред, который он сейчас несет, лишнее тому доказательство. Человек просто не справился с задачей, которая партией была возложена. Он должен был быть членом нашей тройки, солдатом партии, а не заниматься самопиаром и накручиванием вокруг своей фигуры мыслимых и немыслимых слухов.

Говорят, что в Кремле вас попросили его убрать, в частности, за негативные высказывания о Путине.

Мы знали об этих высказываниях и раньше, нас это не останавливало. Чего я действительно не знал, так это того, что он родственник моего подчиненного. Я узнал об этом из газет. В Кремле никто ничего нам не говорит. Мы за инструкциями в администрацию президента не ходим.

Вы будете сотрудничать с коммунистами до выборов? Или попытаетесь объединить фракции после?

С Зюгановым трудно дискутировать, мы говорим по существу, а он нам про «небритый социализм». Больше сказать ему нечего. У них и с «Единой Россией» - полемика курам на смех! Рядовые коммунисты в конечном счете окажутся в наших рядах. Члены партии выходят из КПРФ и идут к нам. Но главный наш оппонент - это «Единая Россия», и по ней мы и нанесем главный удар.

 обсудить на форуме

 
Фальшфиниш
Фальшфиниш
Решение Владимира Путина возглавить список «Единой России» на выборах в Думу вместо точки поставило жирный вопросительный знак в ожидаемых результатах избирательной гонки. Ее инерционный сценарий сломан, и теперь никто не знает, как проголосует протестный электорат. А ведь все вроде бы было ясно, и многие уже расслабились, но оказалось, что это был всего лишь «Фальшфиниш»...
За явочным преимуществом
За явочным преимуществом
На будущих думских выборах «Единая Россия» одержит победу за явным преимуществом. «За явочным преимуществом» победа дастся куда труднее: низкая явка - главная угроза на выборах, способная смазать триумф партии власти и Владимира Путина во главе ее списка...
Ценоуказания свыше
Ценоуказания свыше
Губернаторы бросились бороться с ценами так, будто им всем был прислан одинаковый факс с планом мероприятий. Во всех регионах создали «рабочие группы», «выработали комплекс мер» и «направили предложения» в Москву. В кулуарах Госсовета курский губернатор Александр Михайлов хвастался коллегам: мол, он раньше всех понял, куда ветер дует и издал постановления, которыми по 13 наименованиям продуктов «вводится ограничение надбавки к стоимости»...
Крюк замкнулся
Крюк замкнулся
Действительность, как всегда, мешает мифам о святости: «Крюк замкнулся», Виктор Черкесов признал, что «чекистский крюк», на котором вся страна держится, разъедает коррозия-коррупция. Победители-силовики не смогли поделить победу и схлестнулись у прохожих на виду из-за диванов «Трех китов»...
Путин в Октябре
Путин в Октябре
Путин на Западе - «антикульт», и, похоже, его имидж не исправить. На родине - «нормальный мужик»: таков Путин в первой российской пьесе о нем...

  архив  

© 2005 - 2007 "Русский Newsweek".
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-28212
При любом использовании материала ссылка на "Русский Newsweek" обязательна.
E-mail: www@runewsweek.ru
Участник Премии Рунета 2007 AxelSpringer AxelSpringer Forbes Newsweek
Rambler's Top100 Rambler's Top100